В тех же стенах обитали светила отечественной и мировой науки Дмитрий Менделеев, Иван Сеченов, Павел Яблочков. Но, безусловно, не только громкие имена принесли славу академии, без которой историю нашей армии представить так же трудно, как Кремль без одной из башен.
За два, считай, столетия ВИА прочно утвердила себя как уникальная и выдающаяся военная школа, ставшая «инженерным мозгом» Вооруженных сил. Академия выпустила более 32 тысяч специалистов, профессиональная подготовка которых во все века вызывала восторг даже у врагов.
Не так давно у ВИА был юбилей. Руководство Минобороны в своем приветственном адресе написало возвышенные слова, которые заставили дрогнуть сердца ветеранов вуза, командиров и начальников, слушателей, преподавателей (среди которых - 8 действительных членов и 5 членов-корреспондентов Российской академии наук, 4 заслуженных деятеля науки и техники, более 300 докторов и кандидатов наук). Такому батальону ученых может позавидовать и Гарвард.
А недавно из Минобороны пришла похоронная весть: академию решено низвести до жалкого факультета. Остальные факультеты раскидают по вузам МО, МЧС, ФСБ, что будет означать конец легендарной академии.
Я говорил с офицерами Службы кадровой и воспитательной работы МО, курирующей военное образование. И ни один из них не смог убедительно обосновать целесообразность такого решения.
Звучали слова о финансовых трудностях, о некоей оптимизации военного образования - банальный и путаный набор аргументов, которым обычно пользуются реформаторы в таких случаях.
Бестолковые сокращения под видом оптимизации у нас давно выдаются за реформу. А по сути это разрушение того, что служило России веками.
В академию уже приезжали будущие хозяева - восхищенно прицокивали языками, оглядывая потрясающей красоты старинный архитектурный комплекс на Покровке. Покупателей сопровождали два генерала, которые не нашли времени объяснить слушателям смысл «разгрома» древней академии. Зато с удовольствием набивали цену «товару», расшаркиваясь перед бизнесменами. Может, намекали на «откат» за «жирный кусок» в центре Москвы? Все-таки 43 тысячи квадратных метров. Но торгуем не метрами. Собственной военной историей. Боевой славой. Традициями. Честью.